Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 22 октября 2014 г.

Курсы повышения квалификации «Школьная медиация»


В Павлоградском МР в период с01.10.2014 по 20.10.2014 прошли курсы повышения квалификации по программе «Школьная медиация» на курсах обучились 23 педагога района.
Программа предназначена для педагогических работников образовательных организаций для организации деятельности служб медиации. Сформированные в ходе освоения программы профессиональные компетенции могут быть применены для:

- организация школьной службы медиации;
- деятельности медиатора в системе образования;
- урегулирования конфликтов между школьниками, педагогами, родителями и другими участниками образовательного процесса;
-  взаимодействия медиатора  с различными социальными организациями.

Данная программа разработана исходя из  концепции восстановительной медиации и основывается на статье 45 закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которой указывается на необходимость создания Комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также на «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Цель: развивать социально-коммуникативную компетентность по решению конфликтов и урегулированию споров в образовательном учреждении.
Задачи:
1.       Изучить особенности организации школьной службы медиации.
2.       Освоить теоретические основы восстановительной медиации в образовании.
3.       Овладеть технологией урегулирования конфликтов между школьниками, педагогами, родителями и другими участниками образовательного процесса;
4.       Определить возможности медиатора во взаимодействии с различными социальными организациями.
Трудоемкость программы составляет 72 часа.

Программа состоит из четырех модулей.
Модуль 1 «Развитие профессиональных компетенций в области  теоретических и организационных  основ службы школьной медиации»  направлен на освоение  теоретических основ и нормативных оснований служб медиации в образовательных учреждениях. В рамках освоения модуля слушатели познакомятся с психологической характеристикой конфликта, теоретико-методологическими аспектами создания службы школьной медиации, разработают проект модели службы медиации образовательного  учреждения.
При освоении модуля 2 «Развитие профессиональных компетенций в социально-коммуникативной деятельности с детьми» слушатели научатся анализировать  детско-родительские отношения, оценивать  и развивать коммуникативную компетентность ребёнка.
Модуль 3 «Развитие профессиональных компетенций в социально-коммуникативной деятельности с  педагогами» посвящен изучению разных аспектов педагогического общения,  конфликтных педагогических ситуаций и освоению способов их разрешения.
Модуль 4 «Развитие общекультурных компетенций в социально-коммуникативной деятельности»  направлен на формирование  у педагогов умений применять медиативные технологии во взаимодействии образовательного учреждения с социальными организациями.

Требования к результатам освоения программы
Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
- организовать службу медиации в образовательном учреждении;
- реализовать медиацию в ситуации конфликта между школьниками, педагогами, родителями и другими участниками образовательного процесса;
- организовать работу Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- сотрудничать с социальными организациями для повышения эффективности медиации в образовательном учреждении.

Содержание программы
Тема 1: Психологическая характеристика конфликта
Конфликт. Конфликтология – как наука, теория или междисциплинарная область научных исследований урегулирования, разрешения социальных конфликтов, противоречий, а также технологий их выявления и предотвращения. Подхода к урегулированию и пониманию конфликтов. Основные характеристики конфликта: типология, структура, динамика и функция. «Области конфликта», причины  конфликта: объективные и субъективны.  Стратегии разрешения конфликта. Методы разрешения конфликтов.

Тема 2: Понятие «школьная медиация». Теоретико-методологические аспекты создания службы школьной медиации
Конфликтное взаимодействие. Посредничество. Медиация. Школьная медиация. Задача службы примирения. Нормативная база для создания службы медиации в образовании. Организационные модели школьной службы примирения. Коммуникативная позиция посредника
Сущностные  признаки  медиации. Шесть методических процессуальных шагов медиации. Процедура примирения. Гарвардская концепция. Трансформационный подход.  Заключение  медиативного соглашения.

Тема 3: Задачи и функции службы медиации в образовательном учреждении
Задачи службы примирения: проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера; обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
Принципы службы медиации:  добровольность, конфиденциальность, нейтральность.

Тема 4. Проектирование модели школьной службы медиации.
Задачи проектирования. Условия проектирования модели школьной службы медиации. Разнообразие моделей школьных служб медиации.

Тема 5: Детско-родительские отношения и коммуникативная компетентность ребёнка
Коммуникативная компетентность. Компетентное общение. Структура коммуникативной компетентности. Развитие коммуникативной компетентности.  Взаимодействие родителей с ребенком и развитие  коммуникативной компетентности. Родительство — социально-психологический феномен.  Стратегии реализации родительства. Типология нарушений психологического здоровья ребёнка. Средства развития коммуникативной  компетентности.

Тема 6: Основные причины конфликтов среди школьников и способы их разрешения
Возрастные психологические особенности школьников и стратегия воспитания как источники конфликтов. Основные конфликтогены, характерные для конфликтов школьников разных возрастов. Способы решения конфликтов школьниками. Обучение школьников технологии решения конфликтов.

Тема 7. Освоение технологий восстановительной медиации
Понятие восстановительной медиации. Технология восстановительной медиации. Принципы проведения восстановительной сессии. Алгоритм организации восстановительной беседы.  Техники и приемы, используемые при применении технологии восстановительной беседы.

Тема 8: Общение в педагогической деятельности
Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Функции общения. Правила педагогического общения.

Тема 9. Освоение технологии медиативного взаимодействия педагогов и других участников образовательного процесса
Понятие и история технологии «круг». Алгоритм проведения «круга». Права ведущего «круга». Особенности технологии «круг». Техники и приемы, используемые при применении технологии «круг».

Тема 10: Понятие конфликтной педагогической ситуации и способы её разрешения.
 «Затруднение», «барьер» общения. Области затруднений, провоцирующие возникновение конфликтов в образовании. Педагогическая конфликтная ситуация. Конфликтное взаимодействие. Фазы протекания педагогической конфликтной ситуации. Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации. Профилактика и способы решения конфликта.

 Методист МКУ "ИМЦВСО" Павлоградского МР
Осадчая М.В.

Комментариев нет: